Статья Михеева Владимира Александровича. Коллекционера, селекционера и популяризатора сенполии в нашей стране!
Началом выхода сенполий на арену промышленного цветоводства следует считать 1920-й год, когда лос-анджелесская фирма «Армакост и Рэйстон» выпустила в продажу большое количество сенполий, выращенных из трех листиков, купленных у местного цветовода. Эта фирма занималась скрещиванием различных сортов и вывела много гибридов. Вначале сенполии раскупались медленно, тем не менее к 1928 г. фирма уже располагала оранжереями площадью более 200 м2. К 1933 г. ежегодно продавалось несколько тысяч растений. Вскоре, правда, Армакост и Рэй-стон занялись выращиванием орхидей и роз и к 1939 г. полностью прекратили выращивание Африканских фиалок. Но к тому времени эти цветы уже привлекли к себе интерес цветоводов и стали входить в моду.
В конце 40-х годов в США было организовано специальное Общество Африканских фиалок Америки (African Violet Society of America, Inc).
В настоящее время количество сортов сенполий превысило 16000. Американский журнал «African Violet Magazine» периодически публикует регистрационный список сортов, выведенных за последний год, которые затем включаются в общий перечень сортов, ведущийся с 1949 г. Для каждого сорта дается название, регистрационный номер, дата регистрации, имя автора (им может служить название фирмы) и описательный код, содержащий сведения о расцветке, типе цветка, типе листа и размере растения.
В 50-е годы сенполия была завезена в нашу страну. Первые гибридные сенполии с некрупными синими цветками (недалеко ушедшие от диких видов) появились в государственных магазинах Прибалтики, а затем и в Москве. Достать в то время сенполию какого-либо другого цвета было чрезвычайно трудно. До сих пор помню, какую радость доставила мне покупка в цветочном комиссионном магазине на Арбате неизвестно как очутившейся там сенполии с розовыми цветками.
Сильнейшее впечатление произвела на меня первая коллекция сенполий, которую я увидел, коллекция ботанического сада МГУ. Однако в ответ на мою просьбу дать хотя бы один листик заведующая отделом Т. М. Клевенская ответила, что об этом не может быть и речи. Подобное «ревнивое» отношение, как я узнал позже, было весьма типичным для сотрудников подобных учреждений. Люди, «владевшие» сенполиями, так сказать, по долгу службы, считали это «престижным» и совершенно не были настроены «делиться» с кем-то еще. Фактически, они всеми силами тормозили развитие отечественного комнатного цветоводства. Положение осложнялось еще и тем, что против тех, кто разводил и продавал сенполии, велась направленная борьба под лозунгами типа: «Осторожно, бизнес!» Мне, как и многим другим, пришлось испытать эту кампанию на себе.
Прошу меня извинить, если читателю дальнейшее изложение покажется чересчур подробным, но мы должны хотя бы несколько слов сказать о тех людях, благодаря которым имеем в настоящее время такой большой- набор сортов сенполий, какого даже нет во многих странах Европы.
«Лучом света в темном царстве» была заведующая отделом тропических и субтропических растений Главного Ботанического Сада АН СССР С. Ф. Смирнова. Исключительной доброты человек, знающий и любящий растения, она собрала в своей оранжерее несколько десятков сенполий, листиками которых она охотно делилась с любителями.
Именно ей были обязаны получением исходного материала селекционеры Б. Т. и Т. Н. Макуни. Я познакомился с ними на почве увлечения сенполиями в начале 60-х годов. Мы опубликовали несколько совместных статей в журнале «Цветоводство» , наше знакомство постепенно переросло в тесную дружбу, которая продолжается и сейчас. В то время у нас была одна общая цель — достать новые сорта сенполий. Самая же большая отечественная коллекция, насколько нам было известно, была собрана Д. М. Залесским.
Дмитрий Михайлович Залесский — директор Ботанического сада Ленинградского университета — первым в СССР начал работать с сенполиями и пропагандировать их. Поддерживая связь с американскими ботаниками, он получал новые сорта сенполий из-за рубежа. У себя на работе он отвел под сенполии большую комнату, в которой растения размещались под люминесцентными лампами. Меня он принял вопреки моим опасениям весьма доброжелательно и дал листья от самых красивых (в то время) сенполий. Это были «Лилиан Джерет» , «Ля Фам» , «Афтерглоу» и «Санта Мария» . Это были первые сенполии с настоящими, истинными названиями сортов.
Именно это время — 60-е годы можно считать началом развития отечественной культуры сенполий.
Ботанические сады, цветоводы-любители, работники оранжерей цветоводческих хозяйств, секции и клубы любителей сенполий, созданные в разных городах при обществах охраны природы, стали изучать эту культуру.
Все чаще можно было видеть эти красивые растения на окнах квартир, в интерьерах служебных учреждений, школах, санаториях и т.д.
Накопление зарубежных сортов шло параллельно с созданием новых отечественных. Доктор химических наук С. И. Кругликов передал в ГБС АН СССР привезенные им из Англии три гибридные сенполии «Plum Tip», «Snow Squall» и «Paul Bunyan», кактусист С. И.Гришаев передал в оранжерею ботсада МГУ сенполию «Big Blue», одна любительница привезла с английской выставки «Домашний уют» листик «Superstar» . В Киеве появилась «Pink Ambrella» , в Москве супруги Макуни вывели первую отечественную махровую бахромчатую сенполию «Натали», за которой во множестве пошли отечественные гибриды: «Ярославна» , «Морозко» , «Чебурашка» , «Фантина», «Тайфун», «Пират» , «Лебединый полет» , «Конфетти» , «Марианна», «Сударушка» , «Забияка» и другие. Многие из этих сенполий вполне могли быть поставлены на уровень мировых стандартов того времени.
Меня в селекции сразу заинтересовало получение двухцветных сенполий. Фото одного из моих сеянцев было в дальнейшем опубликовано в «ЭнгейГайдо» (№ 3 за 1982 г.). Однако, столкнувшись с неустойчивостью полученных сеянцев, я был вынужден прекратить заниматься селекцией. В то время (70-е годы) мы еще не знали, что это в порядке вещей и что в задачу селекции входит не только получение новых гибридов, но и дальнейшая работа по вегетативному закреплению полученных признаков.
Меня всегда удивляло «несправедливое» отношение к селекционерам со стороны официальных органов. Ни в коем случае нельзя было полученную селекционером сенполию назвать сортом, это всего лишь сеянец, и не более. Но ведь селекционеры не виноваты в том, что у нас отсутствует не только комиссия по сортоиспытаниям сенполий, но и нет такой комиссии по комнатным растениям вообще. Об этом мы с удивлением узнали, когда В. Н. Колесов пытался зарегистрировать свои гибриды.
Да и какая комиссия смогла бы оценить полученный гибрид лучше самих селекционеров, людей, больше других знающих сенполии. Но селекционеры, будучи в составе комиссии, собственные сеянцы оценивать не имеют права. Получившийся парадокс: «хочешь, чтобы твои сеянцы стали когда-нибудь сортами, — сделай сначала сортами чужие сеянцы!» — остудил рвение «к славе» отечественных селекционеров сенполий.
Я не знаю точно, как за рубежом решают эту проблему, но, насколько можно судить по имеющейся литературе, фирмы сами решают этот вопрос.
Как уже говорилось, первым селекционером был Д. М. Залесский, а затем свои силы стали пробовать коллекционеры-любители: Б. М. и Т. Н. Макуни, С. А. Аксенов, В. А. Михеев. Позже занялись скрещиванием JI. В. Радина, В. Н. Колесов, П. Е. Вавриш, П. Д.Низкоус, Т. А. Дамбраускене, А. Ф. Юрченко.
Говоря о селекции сенполий следует отметить, что из-за изменчивости этих растений и большого количества семян в семенной коробочке практически любой посев дает много различных сеянцев. Причем даже при скрещивании хороших зарубежных сортов, подавляющее большинство сеянцев будут «хуже» родителей. Нет большой заслуги любителя в том, что он получит растение, не похожее на те, что имелись у него до сих пор. Настоящим достижением можно считать, если получившийся гибрид будет обладать определенными положительными качествами, которые желательны для любого сорта. В этом плане настоящими селекционерами можно назвать супругов Макуни. Сколько десятков, а может, и сотен растений с оригинальными цветками было ими забраковано из-за слабых цветоносов, трудного цветения, короткой жизни цветков и т.п. Многолетняя селекционная работа в сочетании со скрупулезной системой записи результатов позволила им как выявить определенные перспективные линии скрещивания, так и научиться избегать гибридизацион-ных «тупиков» . Конечно, за рубежом, особенно в Соединенных Штатах, селекционеры могли использовать уже имеющийся, накопленный ранее опыт, но нам-то этих сведений никто не давал, мы должны были искать дорогу почти вслепую. Нужно было везение, талант и, в первую очередь, огромный кропотливый труд, чтобы добиться тех результатов, которых достигли Б. М. и Т. Н. Макуни. Сенполии их селекции известны во многих городах и отмечены дипломами на различных выставках цветов как оригинальные и стабильные разновидности.
Говоря об общих направлениях развития культуры сенполий, необходимо отметить массовое выращивание сенполий на продажу в государственных магазинах. Подобным образом выращиваются у нас глоксинии, стрептокарпусы, азалии, цикламены. Несмотря на то, что для всех этих растений существуют свои и к тому же весьма красивые гибриды, эти растения у нас выращиваются для массовости из семян. Растения, получающиеся при этом, представляют собой самую настоящую пересортицу, они могут иметь различные расцветки и размеры цветков, различную интенсивность цветения и т.д. Сенполии же выращиваются обычно любителями, имеющими определенную коллекцию и более или менее ясно представляющими то, что им нужно. А при таком массовом выращивании появляется много похожих сеянцев, что спостиранию граней между сортами и существенно затрудняет выбор, тем более, что названия сортов отсутствуют. Именно на такое направление по использованию сенполий был взят курс в Ялтинском ботаническом саду. Под руководством кандидата биологических наук Н. И. Котовщиковой там были проведены исследования по изучению биологии растений, а также по созданию новой технологии промышленного выращивания с включением посева, отбора на сильные, быстрорастущие формы, повышения семенной продуктивности и т. п. Даже поверхностное ознакомление с зарубежным и отечественным опытом выращивания и реализации сенполий позволяет сделать вывод о бесперспективности этого направления для комнатного цветоводства. Сенполии в основном приобретают любители-коллекционеры этих растений, именно их запросы и должна удовлетворять существующая или планируемая система разведения и выращивания. Выращивание же сенполий в больших количествах без указания сортов может быть предназначено только для массового, крупномасштабного озеленения. А сенполия — как раз одно из немногих растений, которые для этого непригодны: они в большей степени, чем другие комнатные растения, нуждаются в индивидуальном уходе. Подобно тому как существует категория домашних животных, существуют и домашние растения. Именно к таким, не просто комнатным, а к «домашним» растениям относятся сенполии.
Каролина К. Ректор, автор книги «Как выращивать африканские фиалки» («How to Grow Afrikan Violets») так говорит о них: «Создается такое впечатление, что сенполия понимает Ваше отношение к ней и отвечает на заботу и уход. Цветы «любят» хозяина, который
обеспечивает правильное освещение и достаточное количество воздуха, поливает и подкармливает, регулярно очищает стебель и листья. В то же время они «обижаются» на человека, который заливает их водой, сжигает листья под прямыми солнечными лучами и не может защитить их от грибков, насекомых и болезней, которым так подвержены неухоженные растения».
В заключение этой, обзорноисторической, если так можно выразиться, части следует сказать, что любитель сенполий нашего времени — счастливый человек. К его услугам огромный выбор зарубежных и отечественных сортов, которые он может видеть у коллекционеров, на рынках и на выставках цветов.